Любые исторические сведения о лютеранстве в Россие вы можете узнать из книги Бойченко Я.И. О лютеранах в России, Нижнем Новгороде и не только... - Нижний Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2007

По вопросам приобретения книги звоните (831) 433-82-83 или пишите credo.nov@gmail.com.


Скачать
Оглавление и список использованной литературы
glaviandliteratura.pdf
Adobe Acrobat документ 2.7 MB

Извлечение из книги с указанием ссылок и комментариев


Трудно представить себе историю России, всю российскую культуру без огромного вклада в её развитие многих одаренных и известных лютеран.

Панская, Немецкая (ныне Славянская) – названия улиц в Нижнем Новгороде, связанных с жизнью иноземцев. Любопытно их происхождение.

1505 год, 4 сентября. Царствование Иоанна III (Ивана Васильевича). Под Нижний Новгород привёл своё войско из 40 000 тысяч татар и 20 000 ногайцев Мухаммед-Амин… Кому-то из русских пришла мысль, что можно предложить пленным «огненным стрельцам литовским, глаголемых жолнырянами», защитить Нижний Новгород, используя их же пушки и снаряды, с которыми умели обращаться только военные пленники. Уже пять лет они томились в плену, в ямах, заживо погребенные. Их оставалось около трехсот человек, среди них 12 воевод. Отважный воевода Хабар Симский обещает всем свободу, возможность уехать на родину, если помогут отбиться от Мухаммед-Амина… Как не согласиться?!

…На стены Тверской цитадели вкатили пушки и навели на стан неприятельский. Раздались выстрелы, полетели раскаленные ядра, «возмутились аки птичьи стада» по слову летописца, ногайцы-казанцы отступили. Так «жолныряне огненным стрелянием своим и град от взятия удержаша и народ от меча и плена избавиша».

Литовцы были освобождены, награждены щедро – исполнил своё обещание воевода Симский. Часть их вернулась на родину, а другая – добровольно осталась в Нижнем навсегда, поселилась на берегу Волги, на улицах под общим названием Панских, где впоследствии селились ливонцы, переселённые из Дерпта Иоанном IV, немцы, шведы, голландцы, имевшие свою лютеранскую церковь. Панские улицы соединялись с Печерской слободой, с верхней набережной, с Коровьим съездом. Как гласит предание, неподалёку от лютеранской церкви в Печерской слободе существовала православная церковь св. Параскевы. «Писцовая книга» свидетельствует, что за «старым острогом от церкви св. апостолов Петра и Павла, под Откосом, по берегу Волги реки к Печёрскому монастырю слободка нижегородских немцев и литвы».

В XIX веке в верхней части города Н. Новгорода у иноземцев появилась улица под названием Немецкая (спроектированная вместе с ул. Канатной, нынешней Короленко, нижегородскими архитекторами генерал-инженером П. Готманом и Г. Ефимовым). Только в 1914 году в связи с антигерманскими настроениями Немецкая улица была переименована в Славянскую. 

В царствование Ивана Грозного (1547-1584), в разгар Ливонской войны, пленники, которых присылало правительство партиями в понизовые города, должны были нести гарнизонную службу. В Нижний Новгород прибыли 50 горожан Юрьева-Дерпта. Сосланные военные и гражданские иностранцы пользовались свободой передвижения и занятий. Правительство обнаружило по отношению к ним полную лояльность и веротерпимость. 

В 1585 году по примеру Москвы сосланным в Нижний Новгород лютеранам, иноземцам было предоставлено право иметь молитвенный дом, соблюдать свои религиозные традиции, они же, в свою очередь, должны были защищать Поволжье, используя свой накопленный военный опыт. Не без их помощи подавлялись восстания в Поволжье местных народов, казанской горной и луговой черемисы.

На Макарьевскую ярмарку на Волге у стен Макарьевского монастыря собирались купцы из многих стран мира (с середины XVI века и до 1816 года ярмарка ежегодно проходила в июле). Первый царь из династии Романовых Михаил Федорович (1613-1645) дал право торговать в России голштинским купцам-лютеранам, и они бывали у этой православной обители, а по пути останавливались в домах у лютеран-нижегородцев.

Из «Сотной грамоты» (1629 г.) можно заключить, что в Нижнем Новгороде немцы-лютеране жили на берегу Оки между Благовещенской и Ямской слободами и под нынешним Нижегородским Волжским откосом, рядом с польско-литовской слободой. Там же располагалось и первое Немецкое кладбище. «Сотная грамота» также свидетельствует о том, что с 1622 года в Нижнем Новгороде постоянно жил лютеранский пастор, имевший дом с огородом и садом «на Никольской улице в Малом остроге у Никольских кремлёвских ворот – нынешней Никольской башни».

Интереснейшие сведения о Нижнем Новгороде – «городке в устье Оки» и лютеранах, в нём проживающих, оставил Адам Олеарий (1603- 1671), математик, физик, ориенталист, лучший знаток персидского языка в Европе, один из известных немецких прозаиков своего времени.

Олеарий выполнил первые знакомые нам ясные изображения облика старого Н. Новгорода. А в 1647 году издал объемистое сочинение «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно», которое имело огромный успех в Европе. В нём Олеарий подробно описывает свои впечатления от посещения Н. Новгорода.

От царя Михаила Федоровича было получено разрешение для дальнейшего путешествия голштинского посольства, в составе которого был Олеарий, построить военный корабль «Фридрих». В начале 1635 года на верфях Нижнего, неподалеку от Немецкой слободы, началась работа нижегородских и балахнинских корабелов под надзором семи голштинцев. Верфи были расположены напротив нынешних красных казарм. Парусный корабль был построен из сосновых досок русскими плотниками из Балахны. Это был первый русский военный корабль, 36 метров в длину и 12 метров в ширину. Когда он появился в Астрахани, то произвел настоящую сенсацию.

С 11 по 30 июля 1636 года Олеарий находился в Нижнем Новгороде, где строился корабль «Фридрих», чтобы продолжить путешествие в Персию. Называя Нижний Новгород одним из знатнейших российских городов, он сообщал о том, что здесь живут «русские, татары и немцы». В день Пасхи Олеарий «приобщился здесь Святых Таинств», и «пастор нижегородский провожал его по Волге».

Нижегородский краевед Н. Храмцовский в своей книге «История и описание Нижнего Новгорода» пишет, что, по свидетельству Олеария, община лютеран насчитывала около 100 человек. 

На возвратном пути из Персии состоялось второе посещение Н. Новгорода голштинскими послами. 21 декабря 1638 года, в канун Рождества Христова, послы «въехали в Нижний». Разместиться им пришлось в доме Ганса Бернгарда.«Здесь мы …застали самую крайнюю на востоке лютеранскую церковь, которая, как нам сказали, стояла здесь уже 58 лет» (с 1580 года. – Я. Б.). Прихожане просили гостей задержаться на пару дней, чтобы вместе провести праздник Рождества, а кроме того, получить Святое причастие у пастора, путешествовавшего вместе с делегацией послов. Но спешка заставила гостей уехать 23-го числа, а Рождество путешественники встретили в деревне Юрино, в 50 верстах от Нижнего.

18 декабря 1827 года (31 декабря по новому стилю) в Нижнем Новгороде на ул. Б. Покровской было освящено новое каменное здание лютеранской церкви св. Александра (на 250 мест) с хорошим органом. Средства на строительство храма были завещаны нижегородцем, шведом по происхождению, полковником Свюбергом. Кроме того, председатель нижегородского суда, действительный статский советник, председатель нижегородского лютеранского церковного совета Карл Ребендер собрал средства от прихожан. 

В 1831 году, справа от собора был построен каменный двухэтажный пасторат (дом сохранился и до наших дней на ул. Б. Покровской). Для этого сооружения к средствам, пожертвованным прихожанами, была выдана и сумма из губернской казны. У лютеранской церкви была установлена большая колокольня, а также находился в собственности большой участок земли рядом с ул. Б. Покровской площадью 600 кв. саженей (около 2730 кв. метров).

Первые аптеки в Н. Новгороде основаны лютеранами. В 1780 году в город пожелал переселиться только что закончивший образование в Германии лютеранин Георг Христиан Людвиг Эвениус. Первая нижегородская аптека расположилась в здании на ул. Варварской, работать начала с января 1781 года. Почти 50 лет (умер в 1830-х годах) лично управлял этой крупной, лучшей в городе аптекой популярный в городе немец «Егор Крестьяныч» (так переделали имя аптекаря Георга Эвениуса на русский лад). 

Георг Эвениус был старшиной церковного совета Евангелическо-лютеранской церкви города Н. Новгорода, и его собственноручные подписи стоят на всех приходских документах того времени, как и подписи одного из его сыновей.

Интересный эпизод в истории города - вынужденная эвакуация Московского университета в Нижний Новгород в августе 1812 года. Ректор Московского университета, лютеранин Иоганн Христиан Гейм (1758-1821), профессора и чиновники нашли приют в частных домах. Профессор Рейнгард сразу же по приезде в город остановился в доме Евангелическо-лютеранской церкви на Покровской улице. Часть гимназистов и студентов нашли приют в доме нижегородского аптекаря Эвениуса, два сына которого учились в Московском университете.

В XIX веке архитекторами, инженерами и зодчими многочисленных павильонов Нижегородской ярмарки и нижегородских зданий стали русские, немцы (среди них были и лютеране), французы, испанцы: А. Ф. Кокоринов, А. А. Пахомов, братья Веснины, Я. А. Ананьев, И. Е. Ефимов, В. А. Покровский, П. Д. Готман, А. Л. Леер, А. И. Шеффер, Г. И. Кизеветтер, Л. В. Даль, Р. Килевейн и многие другие.

Антон Лаврентьевич Леер (1771 - 1848) прожил в Нижнем двадцать четыре года, и всё это время он был членом церковного совета Евангелическо-лютеранской церкви г. Н. Новгорода (его собственноручные подписи стоят на всех церковных документах той поры). С его именем связан второй этап развития ансамбля Нижегородской ярмарки: в 1823-1828 гг. он проектирует и строит армянскую церковь и мечеть (в осуществлении этих замыслов А. Л. Лееру помогал архитектор Рафаил Рафаилович Бауса).

В восточной части Благовещенского монастыря А. Л. Леер вместе с И. И. Межецким разработал эскиз православной Алексеевской церкви.

В Н. Новгороде по проекту А. Л. Леера построено много известных зданий, сохранившихся по сей день. По своим планам-фасадам Леер возводил здание духовной семинарии (1827-1831, ныне здание пединститута на пл. Минина).

С 1834 года вместе с И. Е. Ефимовым А. Л. Леер разработал фасады двух корпусов Верхнепосадских общественных лавок на Благовещенской площади (ныне пл. Минина), после чего она приобрела чёткие контуры.

Отдельно нужно упомянуть и о лютеранине Роберте Яковлевиче Килевейне (1825 - 1895). С 1859 года он являлся губернским архитектором Н. Новгорода и знаменит тем, что участвовал в конкурсе на проект Новоярмарочного Александро-Невского собора. На Килевейна был возложен надзор за строительством этого здания (в 1867 году). Помощником архитектора был Лев Даль, проработавший на постройке собора до начала 1874 года, когда еще не были завершены даже основные каменные работы. 

Вместе с Л. Далем Р. Я. Килевейн участвовал в восстановлении гробницы К. Минина в кремле и реставрации древнего собора Благовещенского монастыря, здания Всесословного клуба. По проекту Роберта Яковлевича была построена (1871) лучшая в Поволжье мельница Матвея Башкирова.

В 1880-х годах Килевейн реставрирует колокольню Рождественской (Строгановской) церкви и Староярмарочный Спасский собор. 

Заинтересованный в сохранении историко-культурного многовекового наследия, Роберт Яковлевич до конца своих дней активно работал в составе Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (НГУАК).

В Центральном архиве Нижегородской области (Ф. 570. Оп. 5, Д. 7.) в метриках об умерших, зарегистрированных в Евангелическо-лютеранской церкви Н. Новгорода, значится следующая запись: «1895 год. № 8. 19 мая/22 мая. Роберт фон Кюлевейн, инженер-архитектор. Действующий статский советник, город Нарва, 70 лет, женат, апоплексический удар, похоронен на нижегородском приходском Евангелическо-Лютеранском кладбище Нижегородской губернии пастором Э. Гольцмайером».

В период с 1894 по 1923 год в Евангелическо-лютеранской церкви г. Н. Новгорода пастором служил Эрнст Фридрих Йозеф Гольцмайер (1867-1928). Пастор Гольцмайер был потомственным почётным гражданином г. Н. Новгорода. 

Согласно архивным данным в 1905 году в лютеранском приходе было 933 прихожанина, из них 673 немца, 133 эстонца, 98 латышей, 20 финнов, 6 шведов, 9 поляков. По всеобщей переписи населения в 1897 году в Нижнем Новгороде всего было жителей 90 125 человек, то есть лютеран было более 1%. В городе к этому времени насчитывалось 50 православных церквей, две единоверческих, один костёл, одна кирха (лютеранская церковь. –Я. Б.), одна раскольничья молельня, одна мечеть.

В Н. Новгороде на ул. Б. Покровской поражает своей красотой и величественностью Нижегородский драматический театр, построенный к Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года по проекту Виктора Александровича Шретера (1839-1901), академика, архитектора императорских театров, члена Королевского института британских архитекторов и Берлинского общества архитекторов, почётного члена Рижского общества архитекторов, евангелическо-лютеранского исповедания. Виктор Александрович получил первоначальное образование в Санкт-Петербурге в Петришуле (училище при евангелическо-лютеранской церкви св. Петра). Всю свою жизнь Шретер провёл в Санкт-Петербурге. 

Архитектор Лев Даль был сыном выдающегося этнографа, прозаика, лексикографа Владимира Ивановича Даля (1801-1872), друга А. С. Пушкина. По отцу Владимир Даль - датчанин, по матери – немец, по месту рождения – украинец, по вероисповеданию – лютеранин, лишь в конце жизни принявший православие (в 1871 году, из-за желания быть похороненным вместе с женой).* Нижегородцы гордятся тем, что Владимир Даль, работая над завершением Толкового словаря, почти десять лет жил в Н. Новгороде. В 1853 году Владимир Даль создал гомеопатическую лечебницу при Удельном округе и для неё пригласил одного из выдающихся в России гомеопатов, лютеранина Карла Карловича Боянуса.

Нужно вспомнить и о замечательном ярком и бескорыстном человеке, достойном всякого почитания и уважения, Александре Серафимовиче Гациском (1838-1893). Среди его предков были и французы, и шведы, и немцы, и поляки. С именем Гациского связана деятельность Нижегородской государственной учёной архивной комиссии (НГУАК). Первое заседание НГУАК состоялось в 1887 году. А. С. Гациский до конца жизни был её председателем. Во многом благодаря ему в Н. Новгороде был создан исторический музей. Гациский принадлежал к гернгутерам. В России существовало несколько ответвлений протестантизма, входивших в структуру Евангелическо-лютеранской церкви. Там, где не было молитвенных домов, гернгутеры посещали лютеранские храмы. Для них существовали специальные Правила 1834 года.

Первые трамваи в Н. Новгороде появились в 1895-1896 годах благодаря двум немецким фирмам – Рафаэля Карловича фон-Гартмана (в верхней части города) и лютеранина Карла Сименса «Сименс и Гальске» (в нижней части города). 

В 1907 году очень известной немецкой фирмой «W. Sauer» («Вильгельм Зауэр») в лютеранской кирхе Н. Новгорода был установлен средних размеров орган с 18 регистрами, двумя мануалами и педалью. Открытые духовные концерты с органом для всех горожан были тогда традиционными. Их значение для становления музыкальной культуры нижегородцев было велико. В Центральном архиве Нижегородской области сохранились афиши этих духовных концертов и восторженные отзывы в тогдашней прессе. 

Общеизвестно, что несколько губернаторов Нижегородской губернии имели или немецкое (шведское) происхождение или были лютеранами. 

Время деятельности талантливого православного Нижегородского и Алатырского епископа Дамаскина (1783-1794) совпало с назначением на должность генерал-губернатора Ивана Михайловича (Рейнгольда Иоанновича) Ребиндера (1733-1792 годы).* Общественные деятели способствовали развитию просвещения и грамотности в г. Н. Новгороде.На Благовещенской площади (ныне пл. Минина)было построено здание Главного народного училища.

Василий Федорович фон дер Лауниц (1802-1864) родился в семье лютеранского пастора в г. Гробине Курляндской губернии. В 1862 году император Александр II командирует генерала Лауница в Н. Новгород для охраны общественного порядка и государственной безопасности во время ежегодной ярмарки, на которую приезжало около 300 тысяч человек со всех городов России и зарубежья. Генерал прекрасно справился с возложенными на него обязанностями и получил от императора и нижегородцев особую признательность. Решением городского депутатского собрания 26 июня 1863 года генералу-адъютанту фон дер Лауницу присвоили звание «Почётный гражданин Нижнего Новгорода».

С 1880 по 1882 год нижегородским губернатором был генерал-майор Николай Александрович Безак (1836-1897), по происхождению из дворянского рода, представители которого на протяжении нескольких веков проживали в Германии, лютеране. В Н. Новгороде он оставил о себе память как о хорошем администраторе. При Н. А. Безаке была значительно расширена сеть почтово-телеграфных учреждений в России, при которых открыты сберегательные кассы (он считается создателем сберкасс).

Годы успешного губернаторства (1897-1905) связаны с прославленным лютеранином Павлом Унтербергером, крепким хозяйственником, много сделавшим хорошего и доброго для города, для Нижегородской губернии и для России в целом.* Нижегородцы ещё при жизни губернатора хотели поставить ему памятник. 

Незадолго до Февральской революции 1917 года последним губернатором в Нижнем Новгороде был лютеранин Алексей Фёдорович Гирс, принадлежавший старинному роду шведских дворян. Нижегородцы благодарны Алексею Федоровичу Гирсу за открытие в городе университета. 

В 1931 году деятельность лютеранского прихода в Нижнем Новгороде была прекращена постановлением советских властей, здание храма и вся собственность конфискованы. Многие нижегородские лютеране были репрессированы. Все эти данные можно найти в государственных архивах. 

В 1962-1963 годах большой лютеранский храм в Н. Новгороде на ул. Б. Покровской, памятник архитектуры России, снесли, а слева от него построили кинотеатр «Октябрь». Сохранился до сих пор только дом лютеранского пастора (дом № 51 по ул. Б. Покровской), на котором сейчас установлена памятная доска.

Божьей милостью в 1995 году Евангелическо-лютеранский приход г. Н. Новгорода возродился. Этому способствовали добрые братские отношения между Лютеранской Церковью Миссурийский Синод и Евангелическо-лютеранской Церковью Ингрии на территории России. В самом начале деятельное участие в становлении Прихода в Нижнем Новгороде приняли представители ингерманландского общества финнов и немецкого общества г. Н. Новгорода. 

Воистину: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Псалтиръ 126:1). По решению Администрации города в 1997 году Приходу был выделен в аренду участок земли для строительства храма на краю парка им. Кулибина, на месте бывшего лютеранского кладбища и часовни, на Славянской улице. 

09 мая 2004 г. состоялось большое событие - освящение построенного дома пастора (первой очереди строительства Евангелическо-лютеранской церкви Н. Новгорода). Средства на строительство дома были пожертвованы братьями и сестрами Лютеранской Церкви Синода Миссури, братьями и сестрами из города-побратима Тампере (Финляндия) и города-побратима Эссена (Германия). Торжественный Крестный ход возглавлял Епископ Лютеранской Церкви Арри Кугаппи. 

Специально для нижегородского Прихода в немецком городе Salzwedel был сделан электронный музыкальный орган фирмой Hoffrichter Orgel GmbH. По инициативе и благодаря усилиям пастора Дитера Шермайера и доктора Йорга Крюгера, этот прекрасный трехмануальный церковный орган Приходу подарили братья и сёстры из города-побратима Эссена (Германия). Торжественное освящение органа в доме общины состоялось в 2008 году, во время проведения фестиваля музыки И. С. Баха, когда в здании Нижегородской консерватории были исполнены «Страсти по Иоанну» (составом музыкантов из г. Эссена и Н. Новгорода). С появлением этого органа в лютеранской церкви зазвучала чудесная духовная музыка Баха и Генделя, Моцарта и Гайдна, Бетховена и Брамса, Франка и Регера, а также современных композиторов.

Сейчас в Приходе более 70 человек постоянных прихожан (русских, немцев, финнов, эстонцев, студентов-африканцев из Танзании). Это дружный Приход, с теплыми отношениями прихожан друг ко другу. Развивается приходская жизнь: есть воскресная школа для детей, регулярно проводятся библейские занятия, семинары и лагеря, в которых участвует студенческая молодёжь, появляется всё больше энергичных, желающих помогать Церкви, активно настроенных на помощь и миссию молодых людей.

С особым почтением прихожане относятся к лютеранским традициям предыдущих поколений. Незадолго до прекращения деятельности Лютеранской церкви в Н. Новгороде, на 400-летний юбилей Реформации (в 1917 году), последний пастор нижегородского прихода Эрнст Гольцмайер во время торжественной проповеди подчеркнул, что очень важно в жизни «евангелически верить и евангелически жить». Этими словами прихожане стараются руководствоваться и сегодня. Прихожане готовы сделать всё зависящее от них, чтобы построить новую, крепкую в вере и любви общину, чтобы встретить в 2017 году 500-летний юбилей Реформации большим количеством Божьих детей в новом Лютеранском храме.

Воистину: «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» (Пс. 36:3-5).


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Храмцовский Н. И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. - Нижний Новгород: издательство «Нижегородская ярмарка», 1998. С. 72.


Там же, с. 209.


Смирнов Д. Н. Нижегородская старина. - Н. Новгород: Издательство «Нижегородская ярмарка», 1995. С. 57.


Черемиса – народность Поволжья, до 1918 - название марийцев (мари).


Макарьевская ярмарка - одна из крупнейших ярмарок в России. Возникла в середине XVI века у Макарьева монастыря на Волге (в 88 км ниже Н. Новгорода). Выгодное географическое положение привлекало русских купцов из центральных районов государства, Поволжья, Сибири, а также купцов из Закавказья, Средней Азии, Ирана, Индии. 

Из-за огромного пожара в 1816 году, уничтожившем все основные ярмарочные строения, торг перенесён под Нижний Новгород, где с 1817 была учреждена Нижегородская ярмарка.


Савруцкая Е. П. Нижегородский край и этнические немцы. Н. Новгород. С. 19.


Храмцовский Н. И. Указ. раб. С. 352.


А. Олеарий прибыл в Россию в 1634 г. в качестве секретаря и знатока иностранных языков в составе посольства (более 90 лиц), направленного к русскому царю Михаилу Федоровичу (1613-1645) и персидскому шаху Сефи с грамотой от шлезвиг-голштинского князя Фридриха I с целью завязать торговые отношения с Москвой и Персией. 

За всё время пребывания в России Адам Олеарий вёл подробные записи, путевой журнал, зарисовывал карандашом людей, пейзажи, жилые дома.

Смотрите все рисунки Нижнего Новгорода, выполненные А. Олеарием в книге: Дмитриевская Г. А. Рябов А. Н. Живописный Нижний Новгород. Первый опыт иконографии (Изоматериал). – Н. Новгород; Саранск, 2005. С. 10-15.


Книга была переведена на французский, голландский, английский, итальянский языки, а на русский язык - впервые в 

1663 году.


Храмцовский Н. И. Указ. раб. С. 539.


Газета «Большая Волга». 7 февраля 2003 г. 


Храмцовский Н. Указ. раб. С. 352.


Олеарий. Описание путешествия в Московню и через Московню в Персию и обратно, СПб., 1906. С. 351.


ГУ ЦАНО: План Лютеранской Церкви. Разрезы. Характеристика наличности. Колокольня. План владения. Ф. 1679, Оп. 2. Д. 569. Л. 2-7. Окладные книги. Ф. 30. Оп. 35а. Д. 11259. Л. 146.


Г. Эвениус воспитал двух сыновей, закончивших Московский университет, один из которых, Александр Егорович Эвениус, стал профессором Московского университета. См. в книге: Смирнов Д. Нижегородская старина. С. 264.


ГУ ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 127, от 19 декабря 1833 года.


Петров И. В. Нижний Новгород в войну 1812 года // Записки краеведов. Н.Новгород, «Книги». 2004. С.32-34.


В советские годы церковь перестроили под планетарий. Божьей милостью в настоящее время она отреставрирована для проведения богослужений. – Я. Б.


В 1828 году было возведено каменное здание лютеранской церкви на ул. Б. Покровской. Автора проекта лютеранской церкви точно выяснить не удаётся. По архивным документам авторство приписывается сразу нескольким архитекторам (М. П. Коринфскому, Я. Д. Никлаусу, А. Бежанову). Но можно быть уверенным в одном: что любой из этих архитекторов, наверняка не обошёлся без консультации опытного и талантливого зодчего, члена церковного совета Евангелическо-лютеранской церкви А. Л. Леера.


Торжественная церемония закладки Александро-Невского собора состоялась 18 августа 1868 года, а окончание всех работ было осуществлено к открытию ярмарки 1881 г. Участие в строительстве собора Л. В. Даля и Р. Я. Килевейна отражено на памятной доске, вмонтированной в стену собора. Но споры о том, кто является автором проекта, идут до сих пор. У версии, что автором проекта является Лев Даль, также немало сторонников.


Филатов Н. Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV - начала XX века. Н. Новгород, 1994. С. 112.


Царственно поставленный город. Нижний Новгород в старой открытке. Автор-составитель Машковцев В. П., автор текста Виноградова Т. П. Издательство «Посад». Владимир. 2000. С. 227.


Бубнов Ю. Н. "Архитектура Н. Новгорода сер. XIX - нач. XX века". Материал с сайта сети Интернет: www.frc.unn.ru/old_nn.htm


Филатов Н. Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV - начала XX века. Н. Новгород, 1994. С. 112.


Есть и следующая запись: «1909 год. 18. Ольга-Луиза фон Кюлевейн, ученица Московской консерватории (Нижний Новгород, 30 лет, девица) (похоронена на Лютеранском кладбище)».


Именно при пасторе Гольцмайере Евангелическо-лютеранская церковь Нижнего Новгорода торжественно праздновала 400-летний юбилей Реформации (октябрь 1917 года). См. об этом документы ГУ ЦАНО. А также газету нижегородского Евангелическо-лютеранского прихода «Согласие» № 4. С. 4.


В городе переписано 400 педагогов и 400 церковных служителей. Из каждых 100 горожан 45 были неграмотными. Из 4000 взрослых дворян 200 совсем не умели читать.См. об этом в книге: Смирнов Д. Указ. раб. С. 517.


Мать Владимира Даля - Мария Христофоровна, урождённая Фрейтаг. Бабушка – Мария Ивановна Фрейтаг, автор переводов на русский язык С. Гесснера и А. В. Иффланда.Отец – многосторонне образованный, лингвист (даже знал древнееврейский язык), богослов и медик. См. в книге: Нижегородский край в словаре Брокгауза и Ефрона. Н. Новгород, 2000. С. 159.

С 1819 года основным трудом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка», над которым он работал свыше пятидесяти лет.


Смирнов Д. Указ. раб. С. 473. 

Владимир Иванович Даль возобновил в Нижнем Новгороде «четверги», запрещённые ему в столице. Здесь бывали врачи, учителя, офицеры гарнизона, причём с врачами он беседовал на латыни.


ГУ ЦАНО. Ф. 765. 314 ед. хр. 1856–1893 гг. 3 оп.


После кончины Александра Серафимовича возникла непредвиденная ситуация с его отпеванием. Ю. Г. Галай пишет в статье о Гациском: «Коллеги по архивной комиссии справились в католическом костёле – оказалось, что там он в числе прихожан не состоял. Аналогичный ответ последовал и от протестантского (лютеранского. – Я. Б.) пастора. И только после треволнений и хлопот, с разрешения нижегородского епископа, А. С. Гациского, так много сделавшего для нашего края, отпели в Покровской церкви, а затем похоронили на лютеранском кладбище (евангелическо-лютеранском кладбище Н. Новгорода – возле нынешнего парка Кулибина. – Я. Б.).

Как потом выяснилось, Александр Серафимович был гернгутером. Так с XVIII века называлась религиозная секта «Богемские братья», выступавшая за апостольскую чистоту жизни, проповедуя строгость нравов и братское единение. Своё наименование секта получила от названия саксонского поместья Гернгут, в котором граф Цинцендорф приютил братию». См. Рябов О. А. Гациский Александр. Нижегородский летописец. Н. Новгород: «Нижегородская ярмарка», 2001. Вступительная статья Галай Ю. Г. «Заветов старины седой ревнитель». С. 19.


Немцы России. Т. 1, 1999. С. 752-753.


См. об этом в книге: Бубнов Ю. Н. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде: к столетию со дня открытия. - Н. Новгород. Деком, 1996. С. 21.


И. М. Ребиндер был из известного дворянского рода, из Вестфалии (Западная Германия), представители которого были баронами Шведского королевства и графами Римской империи, а с начала XVIII в. многие из них состояли на российской службе.


Во многом благодаря наместнику И. М. Ребиндеру в Н. Новгород 1795 году приехал талантливый живописец Александр Васильевич Ступин (1775-1861), основавший в Арзамасе знаменитую рисовальную школу.


Газета «Большая Волга». 28 марта 2003 года № 11. Софронов Игорь, подполковник пресс-службы Приволжского округа внутренних войск МВД.


У Н. А. Безака было трое сыновей и одна дочь. Один из его сыновей, Фёдор, окончил Нижегородский кадетский корпус. См. об этом в книге: Немцы России. Т. 1, 1999. С. 139.


Все члены большой семьи П. Унтерберга - лютеране.


Его отец, Фёдор Карлович Гирс - президент Евангелическо-лютеранской консистории в Москве.



Бойченко Я. О лютеранах в России, Нижнем Новгороде и не только… - Нижний Новгород:

ООО «Типография «Поволжье», 2007


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НАШЕГО ПРИХОДА


Ключевые даты


1505, 4 сентября - Иван III со своим войском начинает освобождение (оборону) Нижнего Новгорода; нижегородский Воевода Хабар Симский обещает освободить военнопленных литовцев в обмен на их артиллерийское участие; впоследствии часть этих литовцев добровольно осталась в Нижнем навсегда, поселившись на берегу Волги, на улицах под общим названием Панских, где впоследствии селились ливонцы (переселённые Иваном IV), немцы, шведы, голландцы. Панские улицы соединялись с Печёрской слободой, с Верхней набережной, Коровьим съездом. Как гласит предание, неподалёку от лютеранской церкви в Печёрской слободе стояла православная церковь св. Параскевы. Писцовая книга свидетельствует, что за "старым острогом от церкви свв. Петра и Павла, под Откосом, по берегу Волги-реки к Печёрскому монастырю слободка нижегородских немцев и литвы".


Таким образом, можно заключить, что адепты идей Реформации были в Нижнем Новгороде ещё при жизни Филиппа Меланхтона, а то и вовсе при жизни Мартина Лютера.


1557 - в Германии Сигизмунд Герберштейн издаёт свои "Записки о Московии", впоследствии они стали бестселлером в Европе и привлекли иностранцев на Русь, в том числе и в Нижний Новгород.


1580 - основание Евангелическо-лютеранской Церкви в Нижнем Новгороде.


1621-1622 - перепись нижегородского населения; зафиксировано, что немцы и литовцы жили частью в Ямской слободе, но главным образом на Панских улицах под Волжским откосом.


1629 - "Сотная грамота" зафиксировала следующее: немцы-лютеране жили на берегу Оки между Благовещенской и Ямской слободами и под Волжским откосом, рядом с польско-литовской слободой; там же располагалось и первое немецкое кладбище; с 1622 года в Нижнем Новгороде постоянно жил лютеранский пастор, имевший собственный дом с огородом и садом на Никольской улице в Малом остроге у Никольской башни кремля; лютеранский пастор наряду с православными священниками был освобождён от несения повинностей в пользу государства.


1636, 11-30 июля - Адам Эльшлегер Олеарий пребывает вместе с голштинскими купцами в Нижнем Новгороде, а после даёт описание о нижегородской лютеранской общине в своем "Описании путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно" (1647). Так, он сообщает, что община лютеран насчитывала около 100 человек, и пишет следующее: "Здесь мы ...застали самую крайнюю на Востоке лютеранскую церковь, которая, как нам сказали, стояла здесь уже 58 лет" (т.е. с 1580 года и именно храм, а община возникла до того).


1771 - с подачи Екатерины II духовный центр поволжского лютеранства перемещён в Казань в связи с постройкой там Церкви св.Екатерины.


1775 - (во исполнение царского указа от 17 ноября 1771 года) в полуверсте от Нижнего Новгорода, на Варварском поле началось погребение "ото всех храмов"; здесь же выделен участок под лютеранское (в народе - "немецкое") кладбище (в 1967 году лютеранское кладбище снесено вместе с лютеранской часовней; ныне это часть Кулибинского парка и территория школы №19).


1776-1806 - лютеранский пастор служит одновременно и в Нижнем Новгороде, и в Казани.


1803 и 1821 - рабочие проекты каменного здания лютеранской церкви в Нижнем Новгороде.


1827, 18 декабря - освящение Евангелическо-лютеранской церкви св.Александра (каменное здание, на 250 мест).


1830-1832 - строительство каменного пастората (дом-причта) возле новой церкви.


1832, 28 декабря - по Закону о Евангелическо-лютеранской церкви России территория Российской Империи разделена на пять консисториальных округов (нижегородский приход относился к ведению Московской консистории); Верховным главой Евангелическо-лютеранской церкви признавался российский император. 


1833, 27 ноября - церковное собрание избрало Совет Нижегородской Евангелическо-лютеранской церкви в составе семи человек: пастора, председателя, трёх церковных старшин и двух церковных старост - на три года.


1836-1839 - И.Е. Ефимовым и П.Д. Готманом от Канатной ул. (ул. Короленко) до Немецкой пл. спроектирована Немецкая ул. (Славянская ул.) - своего рода лютеранский квартал внутри куда более обширного лютеранского квартала.


1881 - численность прихожан лютеранской общины в Нижнем Новгороде составляет 609 зарегистрированных лиц евангелическо-лютеранского исповедания, а всего по губернии - 781 человек.


1907 - немецкая фирма "В. Зауэр" ("W. Sauer") установила в Евангелическо-лютеранской церкви св.Александра (Нижний Новгород) средних размеров орган с 18 регистрами, двумя мануалами и педалью. Введены открытые органные концерты , носившие название "Духовные концерты" (они были платными, реклама и рецензии размещались в периодической печати).


1931, 4 июня - Постановлением № 589 Президиума Нижкрайисполкома "О закрытии Евангельско-Лютеранской церкви в Свердловском районе Н.Новгорода" у общины отобрано здание церкви под общественные нужды.


1930-е - постепенное разрушение здания Лютеранской церкви.


1948, 22 мая - здание Лютеранской церкви внесено в список памятников архитектуры.


1954, 17 декабря - исключение из этого списка.


1962, 27 октября - решение Горьковского горсовета о сносе здания церкви.



Лютеранские пасторы в Нижнем Новгороде


Иоганн Веттерман (1580 - ...)


Иоаким Скультет - ?


Маттхеус Грабау - ?


Томас Христиани [Thomas Christiani] (1619 - ?)


Иоганн Риттер [Johann Ritter] (1622 - ?)


Христиан Шелиус [Christian Schelius aus Rostock] (1634 - 1638)


...


Август Кристофор Виттнебен [August Christoph Wittneben] (1776 - 1782)


Иоганн Густав Лютер [Johann Gustav Luther] (1783 - 1794)


Филипп Христиан Михаэль Гёринг [Philipp Christian Michael Goering] (1795 - 1806)


Эрнст Генрих Христиан Хартманн [Ernst Heinrich Christian Hartmann] (1806 - 1809)


Михаэль Штайнбрехер [Michael Steinbrecher] (1809 - 1816)


Эрнст Борманн [Ernst Bormann] (1816 - 1831)


Иоганн Христиан Готтфрид Флиттнер [Johann Christian Gottfried Flittner] (1832 - 1840)


Александр Карл Локенберг [Alexander Carl Lockenberg] (1840 - 1875)


Фердинанд Карл Юлиус Кольбе [Ferdinand Karl Julius Kolbe] (1875 - 1881)


Ойген Кан [Eugen Kahn] (1881 - 1894)


Эрнст Фридрих Йозеф Хольцмайер [Ernst Friedrich Joseph Holzmayer] (1894 - 1923)


Алекс Ферман [Alex Fherman] (1918 - 1920)


<<советский период>>



ЛЮТЕРАНСКИЙ КВАРТАЛ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

на карте 1893 года


XIX век - первая половина XX века


план этой местности


до того немецкая слобода распологалась в конце Верхневолжской набережной



Архивная справка


В Государственном архиве Нижегородской области, в документах архивных фондов – Нижегородской духовной консистории, Нижегородской городской думы, Нижегородского губернского управления, Нижкрайисполкома, Горьковского облисполкома, Административного отдела при крайисполкоме и Уполномоченного Совета по делам религии при СМ СССР по Горьковской области – имеются следующие сведения о здании лютеранской евангелической церкви и о ее прихожанах. В документах архивного фонда Нижегородского губернского правления, в письме товарища министра Внутренних дел и управляющего департаментом духовных дел иностранных исповеданий к Нижегородскому губернатору от 27 апреля 1877г., значится, что 18 декабря 1877г. отмечалось 50-летие существования евангельской лютеранской церкви «во имя Александра» (название церкви так обозначено в документе – З. Л.) в г. Н. Новгороде. Таким образом, датой открытия нижегородской Евангелическо-лютеранской церкви можно считать 18 декабря 1827 г.


В документах Нижегородской духовной консистории, в деле об учреждении церковного совета при евангелической церкви имеются сведения, что на 27 ноября 1833г. в г. Н. Новгороде было евангелическое общество во главе с пастором Флитнером и церковным советом из трех лиц, утвержденных евангелическим консисториальным заседанием в Санкт-Петербурге. 27 ноября 1833г. церковное собрание избрало Совет церкви в составе семи человек: пастора, председателя, трех церковных старшин и двух церковных старост – на три года. В 1833г. это были: председатель – действительный статский советник, генерал фон Ребиндер, церковные старшины – доктор Георг Эвениус, Ф. Ф. Сельбург, И. Е. Струбинг и церковные старосты – Мартын Шварц и Георг Цымзен. Протокол собрания подписали 20 человек членов общины. В документах архивного фонда Горьковского городского управления культуры, в «Паспорте памятника архитектуры XIX в. «Лютеранская церковь» указано, со ссылкой на нижегородского краеведа Храмцовского, что с начала XIX в. под лютеранскую церковь был приспособлен деревянный дом на ул. Б. Покровке. Строительство каменной церкви было начато на собранные для этого 40 тыс. рублей председателем лютеранского церковного совета К. М. Ребиндером. Постройка церкви была закончена в 1828г. Через 3 года около церкви был построен каменный жилой 2-этажный дом. Автором постройки здания лютеранской церкви по традиции считается архитектор Коринфский М. П.


В документах архивного фонда Нижгубправления имеется проект на постройку колокольни при лютеранской церкви на Большой Покровке, от 1880г. Колокольня каменная, двухэтажная. Проект рассматривал губернский инженер Н. Фельдт. 28 мая 1880г. проект составил и надзор за работами принял на себя гражданский инженер А. Станкевич, в должности губернского архитектора. На плане места в проекте показаны церковь и каменный дом при церкви.


В документах архивного фонда Нижгоруправы, в окладных книгах, имеются записи о взимаемом налоге с лютеранской церкви в первой кремлевской части г. Н. Новгорода на ул. Б. Покровская, за 1871-1917 гг.: с каменного 2-х этажного дома, флигеля (с 1908 г.), служб (с 1907 г.), пристроя (с 1910 г.), караулки (с 1905 г.), сада (с 1915 г.). На 1917 г. оценены в 16464 руб. все вместе.В документах архивного фонда Нижгубправления за 1905 г., в переписке губернского правления, упоминается пастор Нижегородского лютеранского прихода Гольцмайер. В документах архивного фонда Нижегородского губернского административного отдела, в деле о регистрации и учете имущества религиозной общины евангельско-лютеранской церкви в г. Н. Новгороде, от 14 октября 1918 г. – 25 марта 1928 г., имеются следующие сведения об общине. В 1923 г. приход составлял 235 человек, в 1928 г. – 206 человек. Пастором в 1920-1923 гг. был Эрнст Иванович Хольцмайер, председателями Совета церкви – Ф. К. Лоттер и В. К. Мюнтер, членами ревизионной комиссии – А. Ф. Мишель, А. К. Ильина и М. И. Франк. В Церковный совет входили 12 человек: Г. Э. Шульц, Ю. О. Павель, А. И. u1052 Меллер, П. Д. Лауерсон, В. К. Мюнтер, К. Ф. Риклефс, В. Г. Федорцева, В. Ф. Миловидова, Э. Г. Рябова, Е. И. Церлинг, М. Г. Бункевич, Р. Ю. Кречман.


В документах архивного фонда Нижгубинженера имеется план лютеранской церкви от 19 мая 1926г., с планом владения и следующими сведениями:

одноэтажный деревянный дом, двухэтажный каменный дом – муниципализирован. Есть деревянные сарай, сторожка и дровяник. Подписал план за председателя Церковного Совета А. Авц, 21 ноября 1924 г. (фамилия в документе неразборчива).

24 марта 1930 г. инспектор Административного надзора краевого адмуправления поручил начальнику милиции 1-го отделения создать комиссию для выявления требуемого ремонта немецкой кирки. Актом осмотра комиссии 21 апреля 1930 г. здание признано хорошо сохранившимся за исключением мелких повреждений штукатурки и кровли. Телефонограммой от 4 июля 1931 г. инспектор Административного надзора краевого адмуправления вновь поручил начальнику 1-го отделения милиции созвать комиссию по осмотру здания лютеранской церкви. Акт комиссии от 6 июня 1931г. признал здание «в части – требующим капитального ремонта, в части же – текущего ремонта», а всего – на сумму до 6 тыс. рублей. От члена Церковного Совета Ю. О. Павеля в Свердловский райсовет поступило сообщение, что предложенный ремонт здания церкви «выполнен быть не может за неимением материалов, рабочих рук и средств». Поэтому церковный совет решил передать здание церкви райсовету и просить разрешения на проведение

богослужений в кладбищенской часовне, на Лютеранском кладбище. При передаче церкви Совет просил выдать ему все культовые предметы, а орган передать в консерваторию (музтехникум). Постановлением Президиума Нижкрайисполкома от 4 июня 1931 г. «О закрытии евангельско-лютеранской церкви в Свердловском районе г. Н. Новгорода», договор с обществом верующих расторгнут, молитвенное зданиепередано в распоряжение Горсовета для использования под общественные нужды.

В «Паспорте памятника архитектуры XIX в. «Лютеранская церковь» от 1961 г. указано, что в 1930-е гг. здание было приспособлено u1087 под паспортный отдел и городской адресный стол. Зал был разделен перегородками и двумя межэтажными перекрытиями, пробиты окна, снят купол.


В документах архивного фонда УКГБ по Горьковской области, в следственных делах, значится Лоттер Фридрих Карлович, уроженец г. С. Петербурга, 1896 г. р., немец, сын ремесленника по происхождению, до ареста – врач Горьковской областной детской больницы. С 1922 по 1929 гг. был председателем церковного Совета Нижегородской лютеранской общины, был связан с немецкими пасторами в г. Москве, Ленинграде, Казани. Арестован 23 июня 1941 г., обвинен по ст. 58 п. 6 УК РСФСР. Постановлением Особого Совещания при народном Комиссаре Внутренних дел от 16 декабря 1942 г. приговорен к заключению в исправительно-трудовых лагерях сроком на 10 лет. По делу Лоттера Ф. К. было арестовано 6 человек – членов лютеранской общины, как соучастников по контрреволюционной деятельности: Ланц-Лебедева М. Я., Шейнина-Кокорева И. Р., Редкославина О. Р., Коншлина В. Ф. ,

Мюнтер А. В., Бункевич М. Г. 22 мая 1948 г. СМ РСФСР утвердил здание лютеранской церкви в г. Горьком (ул. Я. М. Свердлова, д. 51) в списке памятников архитектуры РСФСР. Распоряжением СМ РСФСР от 26 ноября 1954 г. – оно исключено из списка памятников.

Распоряжением Горисполкома г. Горького от 16 декабря 1954 г. здание снято с гос. охраны, произведены фотофиксация и обмер. Отдел архитектуры Горисполкома обязан сохранить портик здания. В «Паспорте памятника архитектуры», от 1961 г., указано, что в 1961 г. здание церкви предполагалось присоединить к строящемуся рядом кинотеатру. Решением Горьковского горсовета от 27 октября 1962 г. здание лютеранской церкви было снесено.


Основание:

ф. 5, оп. 48, д. 8760, л.1,2 (1877г.)

ф. 570, оп.557, д.127, л.1-9 (1833г.)

ф. 30, оп.35а, дд. 8886, л. 546, д. 9679, л.193, д.11259, л. 546 оп. 35, д.1014,

л.103-104

ф. 5, оп.1, д. 695, л. 1,2 (1880г.), оп. 50, д.16616, л. 228 (1905г)

ф. 1104, оп.1, д. 4, л.1-82,

ф. 2626, оп.2, д. 454, л.1-30,

ф. 1679, оп.2, д. 569, л.1-4,

ф. 2209, оп.3, д. 3892, л.121,124,128,130

ф. 78, оп. 6, д. 901, л.75,

ф. 6123, оп. 2, д. 53, л.1-2об.

ф. 78, оп. 6, д. 1327

Заместитель директора А. Н. Голубинова

Гербовая печать: Государственный архив Нижегородской области * № 1*

Землянкина


Документы ЦАНО: фонд № 6123, опись № 1, дело № 108, листы № 15, 26, 27


Пасторат муниципализирован в 1920-х годах, ныне дом № 51 на Б.Покровской ул.



Снос храма на Большой Покровской ул.


22 мая 1948 г. СМ РСФСР утвердил здание Лютеранской церкви в г. Горьком в списке памятников архитектуры РСФСР. В "Паспорте памятника архитектуры XIX в. "Лютеранская церковь" от 1961 г. указано, что в 1930-е годы в здании устроены междуэтажные перекрытия и поставлены перегородки, снят ложный купол, пробиты окна, поставлены внутренние столбы.

При обследовании здания оно никак не использовалось и в 1962-1963 гг. пустовало. Основные несущие конструкции не имели заметных деформаций, но необходим был ремонт кровли, карнизов, полов, дверей и штукатурки наружных и внутренних стен.

Верхний этаж состоял в основном из тёмных кладовок, находящихся под самым сводом. Здание было оборудовано центральным отоплением, водопроводом, канализацией и освобождено в связи с предлагаемым присоединением его к строящемуся рядом кинотеатру "Октябрь".

По Распоряжению № 514р Исполнительного Комитета Горьковского Городского Совета депутатов трудящихся Канавинского района 17 декабря 1954 года, здание Лютеранской церкви исключается из списка памятников архитектуры, подлежащих государственной охране; Отдел по делам архитектуры Исполкома (тов. Гречихина) должен произвести фотофиксацию и обмер здания, а также сохранить портик здания этой церкви при необходимости застройки новым зданием участка, занятого Лютеранской церковью.

Решением Горьковского горсовета от 27 октября 1962 года здание Лютеранской церкви было снесено.


Бойченко Я. О лютеранах в России, Нижнем Новгороде и не только… - Нижний Новгород:

ООО «Типография «Поволжье», 2007



Возрождение


В 1995 году Евангелическо-лютеранский приход Нижнего Новгорода возродился при активной помощи Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии на территории России и лютеран-добровольцев из Лютеранской Церкви Синода Миссури (США). Приход был зарегистрирован в управлении юстиции Нижегородской области 30 января 1995 года Александром Прилуцким (ныне он - отец ректор Теологического Института Церкви Ингрии).

Вначале приход состоял из российских немцев общества "Возрождение", а с марта 1995-го к ним присоединились ингерманландские финны. Молитвенные собрания и конфирмационные занятия проходили сначала на квартирах Татьяны Андреевны Манаенко (Ригонен) и Анны Мартыновны Мягяляйнен.

6 октября 1995 г. в Здании дворянского собрания (ныне - ДК им. Свердлова) на Большой Покровской ул. состоялось первое Богослужение с совершением Таинства Причастия. Службу провели пробст Йоханнес Лаунхардт и диакон Александр Прилуцкий. В дальнейшем уже каждое воскресенье Богослужения проводились в помещении, предоставленном приходу директором учебного центра "Возрождение" Германом Германовичем Гофманом. Гимны разучивали и пели под аккомпанимент председателя общества финнов Т.А. Манаенко.

В сентябре 1996 г. в Нижний Новгород по приглашению А.М. Прилуцкого приехал миссионер Лютеранской Церкви Миссури Синод Лейф Кемп. Во многом благодаря энергии и настойчивости второго приход получил возможность проводить Богослужения в специально оборудованном временном помещении на Медицинской ул. (дом 9), вплоть до окончания строительства дома-причты (пастората) на Славянской ул. в октябре 2004-го.

Впереди строительство храма. Проект будущего здания Церкви уже утверждён Администрацией города в 1999 году, выделено место под строительство. Надеемся на Божие благословение, открытые сердца сестёр и братьев во Христе - и в Нижнем Новгороде, и в России, и зарубежом.

По проекту здание храма будет двухэтажное, общей площадью 439 кв.м. и рассчитано на 150 прихожан. В основе архитектурного плана храма лежит латинский крест, обращённый алтарной частью на восток. С западной стороны (в притворе) расположена колокольня высотой 16 метров. В алтарной части - своеобразная лоджия с каменным крестом, сквозь которую дневной свет попадает на витраж над алтарём. Дневной свет попадает в зал через проёмы в криволинейной стене церковного зала, а также через окна, расположенные в приподнятой части крыши. В стилистике здания сочетаются современные архитектурные приёмы с западно-европейскими традициями лютеранских церквей.

Бойченко Я. О лютеранах в России, Нижнем Новгороде и не только… - Нижний Новгород:

ООО «Типография «Поволжье», 2007



Лютеранские пасторы в Нижнем Новгороде


<<советский период>>


миссионерская помощь в возрождении: 

Лейф Кемп (1995 - 1997, пастор ЕЛЦ-МС) и

Дуглас Рейндерс (1997 - 2000, пастор ЕЛЦ-МС)

Александр Михайлович Прилуцкий (1995 - 1997, диакон)

Дуглас Рейндерс (1997 - 2000, пастор ЕЛЦ-МС)


Ярослав Иванович Бойченко (с 2001; с февраля 2001 - диакон, с сентября 2005 - пастор)